Дуб - могучее дерево, дающее не только приют, но и корм для многих живых существ. Желудями любят полакомиться кабаны, сойки, но это касается зрелых упавших плодов. Те, что висят на ветках, становятся объектом внимания насекомых, среди которых, например, желудевый долгоносик (Balaninus glandium). Самка этого жука, обладающая длинным и прочным "хоботом", долго и тщательно сверлит отверстие на поверхности желудя, чтобы отложить туда единственное яйцо. Далее мякотью будет питаться личинка, выгрызающая внутри сеть извилистых тоннелей, заполненных переработанной пищей. Вырастая, она покидает свой временный дом и отправляется в почву окукливаться, а источенный желудь остается на ветке, либо падает, закрепляясь в развилке ветвей или близко к земле. Именно там его находит матка одних из самых маленьких наших муравьев. И плод дуба, служивший пристанищем личинки жука, станет теперь муравейником.
Leptothorax - маленькие и незаметные муравьи. Пустые желуди - не единственное их убежище: немногочисленные семьи могут гнездиться в орехах, в сухих веточках и в ходах личинок жука-короеда - один из видов рода (Leptothorax acervorum) так и назван - "подкорный муравей" из-за пристрастия к обитанию под корой в ходах жуков. Иногда занимают они и постройки человека, причем вы можете даже не догадываться, что где-то в ножке вашего старого дачного стола живут лептотораксы.
Семьи лептотораксов крайне малочисленные, что и дает им возможность заселять очень тесные помещения, где другие муравьи даже не смогут развернуться. Они с легкостью меняют жильё, дружно переселяясь со всем хозяйством в новую веточку, расположенную неподалеку. При этом более старые особи переносят молодых очень оригинальным способом: держа за жвалы над собой (особенно комично это смотрится в случае переноса маток, которые в два раза крупнее несущего их рабочего).
Во время лета, приходящегося обычно на весну, из гнезд вылетают самки и самцы, спаривающиеся либо в воздухе, либо на ветках (на землю они не садятся). Матки основывают колонию самостоятельно, однако имеют недостаточно запасов питательных веществ, поэтому им приходится фуражировать: закрывать вход в гнездо древесной трухой, оставлять феромонную дорожку до него и уходить на поиски сахаристых выделений тлей или мелких мертвых насекомых (им годятся даже шкурки тли).
Семьи обычно закладываются одной маткой, но с ростом колонии способны принимать новых. Очень часто поздние матки сбрасывают в гнезде крылья без оплодотворения и выполняют обязанности рабочих.
На поиски пищи лептотораксы отправляются по одному, группы муравьев вы никогда не встретите. Если фуражир находит еду, он бежит в гнездо, оставляя феромонный след, а затем мобилизует парочку товарищей. Они, вернувшиеся с добычей, могут прихватить ещё друзей, таким образом вокруг медовой капли, например, собирается десяток муравьев. Другой вариант мобилизации - тандемный бег, когда один фуражир ведет за собой другого, ступающего след в след. Эти муравьи - собиратели, охотой они обычно не занимаются.
Углеводы получают из выделений тли, слизываемых с коры и листьев (сами они тлю очень редко пасут, так как не выдерживают конкуренции с более крупными и агрессивными видами), сочных фруктов. Белок - из мертвых насекомых и даже из птичьего помета.
Дома крошки-лептотораксы забывают о своих экзотических пищевых пристрастиях и в выборе пищи не привередничают. Они с радостью будут есть любых кормовых насекомых (предварительно убитых и расчлененных), пить медовый или сахарный сироп. В качестве деликатеса подойдут кусочки грецкого или лесного ореха. А большего им, собственно, и не нужно, чтобы хорошо размножаться (настолько хорошо, что численность домашних колоний всегда бывает выше, чем природных, ограничивающихся 30-50 особями). Формикарий - гипсовый (сухо), акриловый, но лучше всего деревянный.
Поилка на арене обязательна: с её помощью ваши питомцы будут увлажнять гнездовую камеру и просто восполнять недостаток воды (впрочем, иногда они могут ограничиться и сиропом, живя в абсолютно сухом гнезде). Эта особенность, а также неконфликтный характер, позволяет содержать семейку лептотораксов на арене другого крупного и не сильно агрессивного вида муравьев (например, кого-то из рода Camponotus). Хозяева арены даже не будут замечать малышей, снующих туда-сюда и подбирающих остатки пищи. Таким образом, ваша возможная мечта о совмещении двух колоний в одной ферме осуществится!