Во главе каждой колонии стоит матка – мы к этому привыкли. Но есть виды, ломающие этот стереотип. Подсемейство Ponerinae, являющееся первым экспериментом природы по созданию муравьёв, во многом не похоже на родственников из других подсемейств. Понеринам свойственны так называемые гамэргаты (гамергаты) – оплодотворенные рабочие особи, выполняющие функции маток. Как правило, в семьях этих муравьёв встречаются и полноценные матки, и гамэргаты, и простые рабочие. Но даже среди муравьёв с таким странным социальным устройством встречаются те, кто стремится выделиться. Это Diacamma rugosum - один из немногих видов муравьёв, полностью отказавшихся от королев-маток. И если у их товарищей по подсемейству гамэргатов в семье может быть несколько, то у диакамм – всего один. Зато такой оплодотворенный рабочий – истинный властитель (властительница, конечно, ведь это самка) колонии, перед которым остальные буквально падают ниц и испытывают панический страх.
В природе Diacamma rugosum населяют влажные тропические леса, где выкапывают в почве неглубокие гнезда с небольшим количеством камер, а иногда занимают естественные убежища (пустоты в трухлявой древесине, стебли бамбука, кокосовые орехи). Семьи этим муравьёв немногочисленные, редко включают более 300 особей. Сами диакаммы некрупные (относительно других сородичей-понероморфов), около 1 см в длину. Стройное телосложение и длинные ноги позволяют этому виду быстро перемещаться по любой поверхности, будь то влажная почва, кора деревьев или стекло, именно поэтому арена для диакамм обязательно должна быть оборудована крышкой. Необходимость крышки обоснована также тем, что эти муравьи имеют жало, которое часто пускают в ход при обороне и нападении. Впрочем, жалят они как обычные осы, и при отсутствии аллергии опасности не представляют.
Процесс образования новых колоний этого вида сложен и сильно отличается от лёта, к которому мы привыкли у других муравьёв. В определенный период зрелая колония диакамм начинает производить не только рабочих, но и крылатых оранжевых самцов, которые в большом количестве покидают семью вечером, отправляясь в полёт по окрестностям. Разлетающиеся самцы ищут другие семьи диакамм, в которых выводятся из коконов рабочие. Не каждый рабочий муравей способен к оплодотворению, а лишь тот, которому старый гамэргат не оторвал так называемые геммы – зачатки крыльев, не видные невооруженным глазом, но кардинально меняющие поведение. Рабочий с геммами агрессивен по отношению к сородичам, неспособен к охоте и уходу за личинками. Его задача – отслеживание и убийство других подобных рабочих, претендующих на «престол».
В итоге, если старый гамэргат умер (живут они около 5-7 лет), в колонии начинается битва между молодыми рабочими. В ходе сражения за право властвовать над колонией остается лишь один муравей с зачатками крыльев среди толпы тех, кому геммы отгрыз предыдущий гамэргат. Он каждый вечер покидает муравейник и ждёт самцов из чужих муравейников, пролетающих мимо. С одним из них будущий гамэргат спаривается и возвращается после оплодотворения в колонию. Таков один из сценариев появления новой семьи (по сути, старой, но с новым правителем). Полностью же новые колонии образуются из рабочих с геммами, не убитых, а изгнанных из семьи первым гамэргатом. Этот рабочий тоже ждёт самца, спаривается, а затем уводит часть свиты с собой, чтобы образовать гнездо. И, наконец, третий вариант размножения – изначальное формирование отводка из нескольких десятков рабочих, уносящих из семьи коконы, из которых родится новая королева-гамэргат. В домашних условиях, увы, ни один из этих вариантов размножения невозможен без присутствия второй неродственной колони диакамм, откуда будут прилетать самцы. В колонии можно обнаружить гамэргата по поведению: это единственный муравей, который неторопливо перемещается по гнезду, вытянув вперёд усики. Любой рабочий, затронутый усиками гамэргата, убегает или прижимается к земле, настолько велико влияние, распространяемое феромонами главы семьи.
Наблюдать за домашней колонией диакамм очень интересно, так как они постоянно в движении: охотятся, изучают территорию, бегают по веточкам на арене. Именно поэтому им требуется намного больше места, чем родственным представителям подсемейства Ponerinae.
Поэтому при покупке жилища выбирайте формикарии с вместительными аренами, такие как Crystal L и Сталинка. Хорошим выбором будет Белый Дом, так как в гипсовых формикариях развитие диакамм идет существенно лучше.
На арене обязательно должна быть поилка.
По желанию арену для диакамм можно оборудовать кусками коры и ветками, так как в природе этот вид часто лазает по деревьям, чем с удовольствием займется и дома.
Отдельно стоит остановиться на таком важном этапе развития муравья, как переход из личинки в куколку. Куколки диакамм всегда защищены коконом, без кокона они существовать не могут. А для того, чтобы личинка сплела кокон, ей нужна основа – субстрат (песок, кокосовое волокно и т.д.). Если нет ничего подходящего, муравьи могут обкладывать личинок мусором, чтобы они в нём плели коконы, но это не эстетично и не гигиенично. Поэтому на арене диакамм желательно насыпать слой кокосового субстрата, кварцевого песка, мелкого щебня, чтобы муравьи могли таскать этот субстрат в гнездо и снабжать личинок материалом для успешного окукливания.
В питании Diacamma rugosum неприхотливы. Следует помнить, однако, что они не могут хранить в своем брюшке запасы пищи для колонии, поэтому нуждаются для быстрого развития в ежедневном кормлении. Как и многие понерины, диакаммы – хищники и очень хорошие охотники, в их рационе должна преобладать белковая пища. В качестве белка мы рекомендуем давать различных тараканов (мраморных, туркменских), сверчков, мучных червей, личинок жука-знахаря. Летом ваших муравьёв можно порадовать гусеницами (без волосков) и кузнечиками. Охота диакамм – захватывающие зрелище: группа муравьёв окружает потенциальную добычу, хватает и растягивает за выступающие части тела, а один охотник бросается в бой и жалит жертву, моментально парализуя. Обездвиженная добыча доставляется в гнездо при коллективной помощи рабочих. Для активных действий муравьям нужна энергия, получаемая из углеводов. Поэтому раз в 2-3 дня ваши диакаммы должны получать поилку с сиропом (медовым, сахарным), а также спелые фрукты (яблоки, груши, персики, сливы, виноград). У этого вида муравьёв практически отсутствует трофаллаксис – обмен пищей между особями одной колонии. Однако диакаммы нашли оригинальный выход.
Найдя поилку с сиропом, они макают туда голову с раскрытыми жвалами. Между челюстей образуется капля, которую муравей бережно несет в гнездо, где будет предлагать собратьям. Кто-то согласится принять подарок, другие побегут вместе искать сироп, чтобы пить самостоятельно. Таким же нехитрым способом диакаммы могут самостоятельно увлажнять гнездо (если в качестве основы использован гипс), принося воду в жвалах из поилки и выливая на пол камер. Это позволяет оставлять муравьёв без ухода на некоторое время, устанавливая лишь поилку на арене и насыпав десяток мелких тараканов.
Итак, неприхотливость Diacamma rugosum и интересное поведение делают этот вид идеальным выбором для первого знакомства с древним и примитивным подсемейством Ponerinae, многие другие представители которого отличаются повышенными требованиями к уходу и условиям.