Любой муравей рано или поздно возвращается домой. Война, фуражировка, охота, разведка - конечным пунктом всегда будет муравейник, ведь это то самое безопасное место, где муравья ждет семья и крыша над головой. Однако безопасным это жилище считают не только законные хозяева, но и множество гостей.
Живых существ, обитающих в муравейнике, называют мирмекофилами ("муравьелюбами"). Условно всех их можно разделить на полезных, нейтральных и вредных. Впрочем, даже так нельзя однозначно сказать о некоторых организмах, какую роль они выполняют. Корневая тля, например, выращиваемая многими видами муравьев (особенно часто занимаются её разведением Lasius flavus и Lasius umbratus) непосредственно в их же доме (в особых камерах, в стенках которых располагаются свежие корни растений) - определенно, полезна хозяевам гнезда, так как выделяет ценные углеводы.
Она и сама рада тому, что муравьи избавляют её от опасности быть съеденной, так как жирное тельце корневой тли - лакомый кусочек для разных подземных хищников. Желтоватые мирмекофильные щетинохвостки (Atelura formicaria) - тоже частые гости муравейников: они копаются в мусоре, объедают плесневые обрастания на стенках, но никогда не упустят возможность выпросить у муравьев пищу, если заметят кого-нибудь за трофаллаксисом.
Маленькие сверчки рода Myrmecophilus занимаются тем же самым, с небольшим уклоном в сторону вреда - помимо мусора шустрые сверчки иногда закусывают муравьиными яйцами. Но существенного вреда колонии это все равно не наносит, так как сверчков даже в самой крупной колонии бывают буквально единицы.
Нейтральные существа используют муравейник и его обитателей лишь в качестве защиты, стараясь с самими хозяевами не контактировать. Это личинки пластинчатоусых жуков, двухвостки, некоторые клещи. Но есть и товарищи последних, которые уже совсем не нейтральные - они паразиты, способные погубить колонию при сильном заражении. Сюда же относятся паразитические мухи-горбатки, черви-нематоды, наездники и прочие создания, стремящиеся проникнуть в муравейник и остаться там с одной целью - максимально испортить муравьям жизнь.
Но даже таким врагам сильная колония способна противостоять, благодаря высокой численности и обновлению. Однако в домашних условиях паразиты, попавшие в семью, способны её убить.
Да и баланс между полезной и вредной фауной в формикарии не поддерживается. Даже кусочек несъеденного таракана, засунутый муравьями в одну из камер вместо того, чтобы быть выброшенным на арену, может дать начало целой вспышке развития плесени и патогенных организмов, которую будет потом сложно остановить. Однако в диких колониях такого не случается. Почему? Как раз-таки из-за гостей муравьиного гнезда, некоторые из которых могут бороться с грибками и паразитами. И их можно пригласить в ваш формикарий. Кто же должен жить с вашими муравьями, чтобы защищать их от болезней и оздоравливать обстановку?
- Ногохвостки - эти мелкие создания, именуемые также коллемболами, очень часто соседствуют с муравьями.
Главная пища санитаров муравейника - грибковые обрастания, но не откажутся они и от остатков с муравьиного стола, с удовольствием обгрызая хитиновые части насекомых, закопанные и спрятанные где-нибудь в стенке из почвы. Коллемболы быстро бегают и далеко прыгают, поэтому при встрече с хозяевами скрываются, оставаясь не замеченными. А некоторым видам нужды прятаться нет - они вырабатывают вещество, близкое к индивидуальному запаху конкретной семьи, поэтому муравьи позволяют им безнаказанно шнырять прямо под носом.
В формикариях чаще всего селятся теплолюбивые небольшие ногохвостки, лучше всего чувствующие себя в гипсовых конструкциях и на влажных аренах у тропических видов муравьев. Работу по чистке стенок от плесени выполняют идеально, но сами же иногда могут пачками обзорное стекло следами экскрементов и шкурками, остающимися после линьки. Впрочем, это им можно простить.
- Клещи-хищники и в первую очередь знаменитый гипоаспис. Выражение "клин клином вышибают" здесь работает отлично, ведь биологическое средство подавления разных паразитических тварей - это самый безболезненный способ борьбы с ними.
Клещ сражается с клещами, делая это на редкость продуктивно. Особенно отличаются в этой войне молодые гипоасписы, которые очень подвижны и прожорливы. При содержании муравьев, уязвимых к паразитам (вроде Harpegnathos venator), обязательно нужно подселять к ним и "антиклещей". В свободное от охоты время гипоасписы живут в щелях формикария и на арене, высасывая жидкие выделения муравьев и пируют на мусоре. Однако грызть хитин выброшенных остатков кормовых насекомых они не могут.
- Мокрицы тоже живут в природе неподалёку от наших с вами питомцев. Часть приспособилась питаться древесиной и мелкими веточками, составляющими купол лесных Formica, другие обитают под камнями и в лесной подстилке, иногда посещая "свалки отходов" от муравьиных гнезд. Некоторые тропические мокрицы встречаются прямо в муравейниках - хозяева их даже не трогают, разрешая убирать мусор.
Вот и домашние муравьи будут рады таким соседям (рад будет им и мирмекипер). С ролью сборщиков мусора отлично справляются Trichorhina tomentosa - маленькие белые мокрицы.
В уничтожении непригодного хитина им нет равных: мокрицы поглощают то, что муравьи усвоить не в состоянии. Едят они и плесень а иногда, если судить по отзывам, даже яйца клещей-паразитов. Впрочем, даже если последний факт не доказан, мокрицы все равно остаются одними из лучших чистильщиков формикариев и влажных арен.
Нам сложно в домашних условиях воссоздать весь комплекс взаимоотношений между муравьями и мирмекофилами, но какое-то подобие их мы сделать можем, заселяя маленьких помощников-санитаров, позволяющих держать формикарий в чистоте.